А-З

В методологиях Бережливое Производство (Лин) и Шесть Сигм используется много специфических терминов. Если вы бы хотели подробнее изучить используемую терминологию - просмотрите наш глоссарий по Лин Шесть Сигм. Если вы не найдете тот термин, который вы искали, напишите об этом нам info@sixsigma.ru. Мы будем рады ответить на ваши вопросы, и возможно, пополнить наш глоссарий.

Деятельность Вверх по Течению (Upstream)

Процессы (шаги процесса, действия), завершенные до рассматриваемого процесса. Результат этих шагов процесса является информация/материалы, используемые на рассматриваемом участке процесса. Деятельность Вверх по Течению рассматривается как Поставщик См. тж. Деятельность Вниз по Течению.

Выходная переменная или Y

Результат процесса, тж. выходная переменная, выход или Y – итоговое количество единиц, прошедших все шаги процесса, без дефектов. В Шести Сигмах Y рассматривается как результат действия множества Х-ов, составляющих процесс. Математически принято изображать эту идею в виде равенства: Y=f(X1, X2, X3,… Xn). Так как в фокусе Шести Сигм – вариативность, то принято считать, что вариативность Y объясняется вариативностью всех Х-ов, имеющихся в процессе.

Входная переменная или Х

“Х” используется для обозначения входной переменной (фактора), оказывающей влияние на процесс. В процессе существует тысячи Х-в. В ходе работы с DMAIC они приоритизируются и для наиболее важных Х-в находится решение, для того, чтобы достичь необходимого уровня Y. Именно Х-ы определяют Нормальную и Особую Вариативность процесса.

Голос Клиента (VOC)

Данные (жалобы клиентов, опросы, комментарии, исследования рынка, и т. д.), отображающие мнение/потребности клиентов компании; такие данные должны быть представлены измеримыми показателями. Эти данные могут использоваться при отборе проектов Чемпионом и менеджментом и отборе Y, измеримого показателя, на оптимизацию которого будут направлены усилия команды, и зафиксированного в Уставе Проекта. См. тж. Возможность Процесса.

Вариативность (Variation)

Изменения или колебания специфических характеристик, которые оказывают влияние на стабильность и предсказуемость процесса; источниками вариативности могут быть окружающая среда, люди, оборудование, методы работы/процедуры, системы измерения и материалы – все имеющиеся в процессе Х-ы, входные переменные; для того, чтобы оптимизировать процесс необходимо вариативность сократить или устранить совсем. Инструментом для диагностики и мониторинга вариативности в процессах являются Контрольные Карты. См. тж. Нормальная вариативность и Особая вариативность.

Деятельность Стимулирующая Создание Ценности (Value-enabling activities)

Шаги процесса/действия, стимулирующие продвижение работы, а также участвующие в создании ценности для клиента процесса, однако не соответствующие всем трем критериям Деятельности Создающей Ценность; данный вид деятельности необходимо тщательно изучить и предпринять необходимые меры по ее оптимизации. См. тж. Деятельность Создающая Ценность, Деятельность Не Создающая Ценность.

Деятельность Создающая Ценность (Value-adding activities)

Шаги процесса/действия, соответствующие всем трем критериям создания ценности для конечного клиента: 1) действие обладает важностью для клиента; 2) действие трансформирует продукт; 3) действие произведено безошибочно с первого раза. См.тж. Деятельность Стимулирующая Создание Ценности и Деятельность Не Создающая Ценности

Выборка (Sampling)

Выборка или выборочная совокупность — часть генеральной совокупности элементов, которая охватывается экспериментом (наблюдением, опросом).

Характеристики выборки:

  • Качественная характеристика выборки — что именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.
  • Количественная характеристика выборки — сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.

Необходимость выборки:

  • Объект исследования очень обширный. Например, потребители продукции глобальной компании — огромное количество территориально разбросанных рынков.
  • Существует необходимость в сборе первичной информации.

Выборка является основой статистического анализа – работа с выборками позволяет экономить время, деньги и усилия; позволяет увидеть наиболее значимые данные; при работе с выборками можно повысить точность системы измерения. См. тж. Случайная Выборка, Стратифицированная ВыборкаСистематическая Выборка.

График Временных Рядов (Run chart, or time plot)

Отображает вариативность фактора во времени; позволяет выявить тренды, модели поведения, а также особые отклонения. См. тж. Контрольные Карты, Нормальная вариативность, Особая вариативность, Вариативность.

Воспроизводимость (Reproducibility)

Одна из характеристик системы измерения. Воспроизводимость отражает получение разными операторами одних и тех же данных при сборе показаний, при условии использования идентичных методов измерения; характеризует однородность и стабильность данных. См. тж. Повторяемость, Этап Измерения

Доля дефектных единиц (Proportion defective)

Доля единиц, имеющих дефект в общем объеме единиц; выражена в процентах. См. тж. ДефектыДефектные единицыОбъем Бездефектного Производства (Rolled throughput yield or RTY)Результат Процесса,  Дефект на ВозможностьДефект на Миллион ВозможностейВозможность ДефектаПереработкаГолос Клиента (VOC), Возможность Процесса.

Бизнес Кейс (Project rationale, “Business Case”)

Общая формулировка проблемы или возможностей совершенствования, что является обоснованием для проекта команды. Включает результат/возможные улучшения в рамках общей стратегии и ценностей компании, а также потребностями клиента. Бизнес кейс, как правило, представляется менеджментом команде по проекту и используется для формулировки задач работы и создания Устава Проекта. См. тж. Этап Определения.

Дизайн Процесса (Process design)

Создание нового процесса, необходим для внедрения новых шагов (действий), систем, продуктов или услуг. См.тж. Редизайн ПроцессаСовершенствование процессовРеинжинирингШесть СигмDMAIC.

Возможность Процесса (Process capability)

Определение того, может ли процесс, с учетом его нормальной вариативности, соответствовать спецификациям клиента; выявление доли несоответствия распределения процесса спецификациям клиента. См. тж. КонтрольКонтрольные КартыОбъем Бездефектного Производства (Rolled throughput yield or RTY),  Результат ПроцессаДефектная единицаДефект на ВозможностьДефект на Миллион Возможностей, Голос Клиента (VOC)

Выходная переменная (Output)

Любой продукт, услуга или информация, полученные в результате процесса. См. тж. Результат Процесса, Деятельность вниз по течению, Клиент

Деятельность Не Создающая Ценность (Non-value-adding activities)

Шаги процесса/действия, не добавляющие ценности, с точки зрения внешнего клиента, и не соответствующие всем трем критериям, характеризующим Деятельность Создающую Ценность; включает переналадку, подачи, осмотр/контроль, ожидание/задержки, и т.д. См. тж. Деятельность Создающая Ценность, Деятельность Стимулирующая Создание Ценности.

Голосование (Multivoting)

Инструмент командной работы для приоритизации входных переменных и сужения фокуса. Каждому члену команды выдается список идей, проблем или факторов и т .д., после чего каждый из членов команды голосуют. Те идеи, проблемы или факторы, которые получили наибольшее количество голосов, рассматриваются в первую очередь. См.тж. Категорийная Диаграмма, Этап Измерения

Входная переменная (Input)

Любой компонент процесса (продукт, услуга, информация), поступающий от поставщика. См.тж. ПоставщикДеятельность вверх по течению

Гипотеза (Hypothesis statement)

Предположение об источнике неэффективности текущего процесса, как правило создается и проверяется на Этапе Анализа дорожной Карты DMAIC в ходе многофакторного анализа.

Гистограмма (Histogram, Frequency Plot)

График, используемый для графического отображения частоты, распределения и “центрированности” распределения множества. Применяется для диагностики распределения См.тж. Этап Анализа (Analyze).